“Корреспондент”
12.01.2004
Марина Соколян
Кодло (експериментальне дослідження). – К.: Факт, 2003. – 200 стор.
Сегодня один из самых популярных литературных героев – трикстер. мистификатор, жертвами жестоких или добродушных розыгрышей которого становятся окружающие. Иногда эту роль берет на себя автор, и весьма удачно – как в случае Хорхе Луиса Борхеса. Порою писатель вступает в сговор со своим героем, как Джон Фаулз.
Как бы то ни было, попытки эти в основном успешны – читатель хочет интриги и таинственности. В Кодле хватает розыгрышей, обманов и последующих разоблачений. А также умелой препарации явлений и людей.
Насколько далеко может зайти человек в экстремальных обстоятельствах? На что он пойдет ради спасения своей жизни? А ради чего-то менее значимого? Исследования показали, что практически на все. Главное – создать условия, в которых он поведет себя, мягко говоря, неэтично, но будет уверен в адекватности своих поступков сложившейся ситуации. Но как ее смоделировать? При наличии денег и поддержки высокопоставленных лиц это несложно. А что чувствуют подопытные – будь то крысы или люди – совершенно неважно.
Самое интересное – это ощущение, которое автор дарит читателю.
Вначале вы чувствуете себя демиургом или ученым, наблюдающим за немного жутким, но захватывающим экспериментом. А потом оказывается, что развязка на самом деле – еще не финал, а книга, как совы в известном сериале Дэвида Линча Твин-Пикс – совсем не то, чем кажется.