“Киевский Телеграф”, Юрий Чекан
19.05.2005
В какие только передряги не попадают современные литературные герои по воле своих создателей! Времена бескрылого бытописательства в далеком прошлом. Реалии окружающего мира все чаще становятся не более чем декорациями, иногда голографически точными, с абсолютной иллюзией объема и пространства, иногда с бутафорскими, картонными деревьями, грубо намалеванными на заднике, или же с чистенькими и аккуратненькими домиками, позаимствованными из американских фильмов. Не обходится без таинственных сооружений, видимых лишь избранным, или местной экзотики (например, карпатское село), где происходят невероятные события. Впрочем, место действия для автора — часто лишь повод для размышлений о значительно более существенных вещах — например, о сущности таланта, о предназначении человека, о странном и непознанном в его сознании.
Действие нового романа Марины Соколян “Балада для Кривої Варги” разворачивается как раз в карпатском селе, куда актриса провинциального театра приезжает “в поисках себя”. Сюжет, на первый взгляд, довольно-таки незамысловатый: отторжение горожанки общиной, любовный треугольник и попытка отравления соперницы, благородство, вызывающее всеобщее уважение… Ситуация осложняется загадочными явлениями: например, тем, что сельская колдунья Кривая Варга признала и приняла городскую “кралю”, а также появлениями Господина Смерча, живущего в мистической башне. Картину дополняют размышления о бренности сущего, об иллюзорности реального, об относительности действительного.
Марина Соколян, известная украинскому читателю своей блестящей мистификацией “Кодло”, в новом романе размышляет о вечной проблеме творческой личности и решает ее в романтическом ключе. Между талантом и поклонниками (личностью и толпой) — непреодолимая пропасть. И какими бы мостками ее ни перекрывали, все бесполезно. Можно создать иллюзию единения, талант может бесконечно двигаться навстречу толпе, которая его боготворит, но, несмотря ни на что, останется одиноким и не до конца понятым.