Рецензії для “Кореспондента”-3

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ

Марина и Сергей Дяченко
Vita Nostra
М.: Эксмо, 2007, 448 с.
Оценка *****

Школа школе рознь. Даже если речь идет о школе магической или, по версии супругов Дяченко, «Институте специальных технологий». Поклонники фентези уже успели привыкнуть, что обучение магии – это, пускай иногда опасное, но неизменно увлекательное и чудесное приключение. Но бывает и по-другому; в этой школе творится такое, что даже Гарри Поттер, закаленный в борьбе с темными силами, непременно заработал бы нервный срыв.

Итак, девочка Саша получает «предложение, от которого невозможно отказаться» и вынуждена поступить в упомянутый Институт, дабы постигать там… Вот здесь-то и начинается самое интересное. Студенты учатся под принуждением, каждый незачет грозит в прямом смысле смертью, но хуже всего то, что никто не может понять, чего же от них добиваются, какие «специальные технологии» пытаются вложить в головы нерадивых учеников.

Это не совсем магия, здесь скорее пахнет религией, доброй, как Святая Инквизиция и гуманной, словно концентрационный лагерь. Ее цель – воспитание неких сверхлюдей, а средства не так уж и важны, пусть даже это будет унижение, нарушенная психика, смерть родных или ваша собственная. Не вышло, ну и ладно; слабым или неудачливым сверхчеловек не может быть по определению.

Стоит поблагодарить Марину и Сергея: они в который раз разрушили стереотипы жанра. Получить магическую силу – разве не об этом мечтает каждый поклонник фентези? Но что, если вы обретете ее через боль и грязь, заплатив за это жизнью близких?

У студентов Института только один выход – стать сильнее сверхчеловека. Только тогда, возможно, они смогут остаться людьми.

*

ДА БУДЕТ СВЕТ/ТЬМА!

Генри Лайон Олди
Приют героев
М.: Эксмо, 2006, 605 с.
Оценка ****

 Великолепные Олди паясничают: добро и зло заперты в резервации, живые мертвецы, смертию смерть поправ, строят светлое будущее, а высокопоставленные госслужащие блюдут порядок, низвергаясь на головы преступников в интригующем неглиже.

Таким вот театром гомерического гротеска представляется «Приют героев», косвенное продолжением романа «Шмагия». Обе книги, совместно с «Шутихой» и «Орденом святого бестселлера» обнаруживают «карнавальную» личность известных фантастов, утомившихся, видимо, эпикой да героикой ранних работ.

Сюжет «Приюта» завернут вокруг деятельности Ордена Зари, рыцари коего, на зависть ролевикам, устраивают регулярные квесты с целью низринуть тьму или попрать свет (в зависимости от личных предпочтений) на строго ограниченной территории. Изрядный интерес и симпатию вызывает также мрачная обитель зловещих некромантов, порочащие связи с которыми и порождают массу детективных, философских и эротических коллизий.

Чувствуется, что авторы оттягиваются в полный рост. «Я все изнемогла! Приди в мой будуар!», – пишет шифровку грозный прокуратор; «Фуц буду, гештальт!» – заверяет на изысканной «кафке» портовый громила; «Позор в ягодицу! Дважды!», – подводят итог дуэли болтливые сабли.

Шутки шутками, но неподготовленный читатель непременно споткнется о лихо завернутый каламбур, для полного понимания которого полезно перелистать историю цивилизации, освежить в памяти теорию искусств, да и латынь подучить никак не помешает. Но, в конце концов, фантастов, обходящихся русским и матерным, хватает и так. Другое дело – Олди, умница и интеллигент. За что и любим. Штрык даю!

*

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ

Мария Семенова
Там, где лес не растет
М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2007, 480 с.
Оценка ****

Руки поотрывать этим книжным маркетологам! За что, спрашивается, обругали грустную сказку Семеновой «эпическим фэнтези»? Это ж предполагается, что некий эпический герой, могуч, волосат и вонюч, выходит на тропу войны и разносит злую силу вдребезги пополам. А тут – ничуть не бывало. Вместо героя – калека в инвалидной тележке, вместо злой силы – стихийные бедствия, лживые торговцы да мелкопакостные воришки. После эпического «Волкодава» даже как-то непонятно, куда мы попали и как это надлежит воспринимать.

Как бы то ни было, перед нами, несомненно – фэнтези. Здесь наличествует альтернативный мир (тот же, что и в «Волкодаве»), мифические создания (крылатые собаки) и некий даже квест, чья цель столь таинственна и наивна, что я об этом, пожалуй, скромно промолчу. Нет здесь ни магии, ни кровавых батальных сцен, зато автор предлагает читателю занятные этимологические разведки; вы узнаете, к примеру, что мошенник – это вор, срезающий мошну, а лукоморье – изогнутый морской берег.

Что же до общего ощущения, то новый роман чем-то неуловимо напомнил сказку Андерсена о принцах-лебедях, только без хеппи-энда: как если бы принцессу все-таки сожгли, а братья остались заколдованными. Разве что с крапивными рубашками в качестве сувенира.

Если Вас не смутит герой-калека и его печальная история, то читать книгу вполне даже можно. В конце-то концов, цель будет достигнута (хоть автор и слукавила, не сказав, как так вышло), а образ инвалидной коляски с крыльями покажется самым жизнеутверждающим со времен «Повести о настоящем человеке».

*

РЕТРО-ЧЕРТОВЩИНА

Дойл А.К.
Перстень Тота: Рассказы.
Харьков: Книжный Клуб “Клуб Семейного досуга”, 2007 – 400 с.
Оценка ****

Борхес считал, что обращаться к сверхъестественному в жанре детектива – слабость и вероломство. Конан Дойл, один из основателей жанра, счастливо избегал этого искушения практически в течение всей своей славной шерлокианы, однако страсть к фантастике то и дело давала о себе знать, предлагая вниманию великого сыщика то странные обряды, то дивной силы химические соединения. И ведь любим мы рассказы о Холмсе не вопреки, а, возможно, именно благодаря тяге автора к таинственному и жуткому.

В собранных “Книжным клубом” фантастических рассказах эта тяга проявляет себя безо всяких жанровых ограничений. Мир Конан Дойла исполнен демонами, восставшими мумиями и мстительными восточными гуру. Автор населил чудовищами едва ли не все границы цивилизации начала двадцатого века: Дикий Запад, Индию, авиацию и электричество. Сейчас, возможно, рассказ о кошмарных медузах, обитающих в стратосфере, покажется весьма наивным, но другой рассказ из сборника – об исследователе, приспособившем свое великое изобретение не для полета, а для сокрытия следов убийства – способен взволновать даже сегодня.

Как бы то ни было, Конан Дойл – чудесный летописец своей эпохи, в равной степени ее достижений и заблуждений. И об этом обязательно нужно помнить, принимаясь за чтение книги.

 

Напишіть відгук