Три орешка для феминистки

Опубліковано в журналі “Кореспондент” 25.06.2005

Если вы вдруг решили воплощать в жизнь идеалы эмансипации и назло всем стать большой начальницей, мой вам совет – подумайте дважды. Ведь вполне может статься, что ваши успехи не простят вам ваши близкие и, очень вероятно, вы сами.

Недавно мне довелось принять участие в семинаре по женскому лидерству, проводившемся в Израиле. Среди израильтян бытует мнение, что если бы мирные переговоры вели женщины, то мир был бы уже давно и прочно установлен. Вот и следует, считают организаторы семинара, женщин к этому всячески профессионально подготовить. На семинар съехался редкий цветник – женщины-лидеры со всего СНГ. Дамы подобрались разные, и лидерство у каждой свое, по мере сил и возможностей, вот только проблемы – одни и те же. «Только что сын звонил по роумингу, – сообщает одна, – Спрашивал, где солонка.» «А мои-то, бедные,  – говорит другая, – пишут, что сели без меня на голодную диету…»

Эти дамы бросили свои семьи всего-то на пару недель. А что произойдет, если забросить семью ради светлых идеалов  эдак на всю жизнь?

 Женщинам с детства внушают, что они должны быть в ответе за семью и детей. Не смотря ни на что. Но ведь разорваться невозможно – либо ты выкладываешься на работе ради карьеры и/или денег, иногда пропадая там днями и ночами, либо же семью опекаешь, кормя и баюкая малых сих. Вот и получается, что женщину, выбравшую карьеру, грызет вина перед домашними, отягчая ей и без того нелегкую трудовую жизнь.

Из этого комплекса проистекает также феномен, названный специалистами «страхом успеха». Что ожидает женщину, взобравшуюся на вершину? Муж, ушедший к любовнице, дети, едва-то узнающие мать, упреки, обиды и, в конце концов, – одиночество. И не в том дело, что так обязательно должно случиться. Совсем нет. Это стереотип, навязанный и культивируемый обществом, бдящим свои «первичные ячейки». Но стереотип этот могуч и действен; помниться, знакомая по семинару рассказывала, что, получив предложение стать заместителем главного редактора телекомпании, вынесла продвижение на суд семьи. Попросила разрешения. Не абсурд ли? Но такое происходит сплошь и рядом, и хорошо еще, если вам милостиво разрешат получить тяжким трудом заработанное признание.

«Страх успеха» имеет и другую сторону, которую было бы корректнее назвать «неготовностью к успеху». Это явление суть результат чрезмерной самокритики, которая зиждется на убеждении, что женщинам просто не дано разделять и властвовать. Не дано, и все тут. Одна моя знакомая больше года проходила в «исполняющих обязанности», когда уже даже совет правления прочил ее в генеральные директора. Что это – чрезмерная скромность? Нежелание рисковать? Боязнь опозориться?

Говорят, что женщине трудно дается публичность. В свое время, низведенная до уровня собственности отца или мужа, женщина не должна была выставляться на показ. Недаром же и термин есть специальный для публичных женщин. С яркой эмоциональной окраской. А ведь лидерство неотделимо от публичности – разве что запаковаться, как Дарт Вейдер, в герметичную маску и нагонять суеверный ужас на подчиненных. Вытравить этот комплекс чрезвычайно трудно, и даже в случае успеха без потерь не обходиться.

Одна из жертв, приносимых женщиной во имя публичного признания – это разболтанная нервная система. К нам на семинар приходила ведущая популярного израильского ток-шоу из того разряда, где на этот самый talk приглашаются министры и генералы. Журналистка высшего полета, другими словами. И что же? Эта акула, эта свирепая хищница от журналистики, беседуя с нами о работе, вдруг ни с того, ни с сего расплакалась. «Какой высокий уровень невротизма», – прокомментировала кстати оказавшаяся рядом дама-психолог.

Что же остается – идти на пролом «не щадя живота своего» или же пожалеть свои нервы и оставаться примерной женой и матерью? Выбор не из легких. Но кстати вспоминается история, рассказанная знакомой: когда ребенка в садике спросили о его родителях, он с радостью рассказал о папе-директоре, но затруднился как-то определить маму-домохозяйку. «А мама… мама у меня – никто», – наконец изрекло чадо. Вот она – благодарность за принесенные ради семьи жертвы. Нравится?

Все, что на самом деле нужно женщине, это быть «кем-то», не испытывая при этом угрызений совести. Да, пусть семья немного поплутает в поисках солонки. Этим они лишь оживят привычный быт. Пусть дети поймут, что у мамы есть и своя жизнь – уважение к родителям положительно влияет на детскую психику. Пусть муж завистливо коситься на вашу должность – ну и пусть, настоящего мужчину это должно только подхлестнуть в собственном развитии.

В конце-то концов, если жизнь – это череда компромиссов, то почему на компромиссы должна идти только женщина?

Напишіть відгук